Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Астроном сообщил о возможном наличии у 3I/ATLAS двух хвостов
Мир
Эксперт сообщил о покупке Европой энергоносителей в три раза дороже российских
Общество
Временные ограничения ввели в аэропорту Пензы
Мир
Дед Мороз из Великого Устюга прогулялся по Риму в рамках предновогоднего турне
Общество
В аэропорту Тамбова были введены временные ограничения на работу
Мир
Глава МИД Польши обвинил Маска и Дмитриева в намерении «разделить Европу»
Армия
Средства ПВО сбили 17 украинских БПЛА над территорией России за пять часов
Мир
Кулеба сообщил о готовности отправиться на фронт после получения повестки
Мир
Эйсмон объяснила участие сыновей Лукашенко в переговорах в Омане
Происшествия
В Саратовской области три человека погибли и трое пострадали в ДТП
Мир
Глава МИД Белоруссии заявил о провокациях Литвы с дронами ради денег из ЕС
Спорт
Большунов проиграл 0,1 секунды Коростелеву на финише масс-старта в Кубке России
Общество
Губернатор Запорожской области сообщил о восстановлении электроснабжения
Мир
Трамп-младший допустил отказ своего отца от поддержки Украины
Здоровье
Врач Попов назвал боли в животе и метеоризм признаками инфаркта
Мир
В Германии освободили обвиняемую по делу «рейхсбюргеров» россиянку
Общество
В ИКИ РАН предупредили о сильных магнитных бурях 9–10 декабря

Знание силы

Историк Александр Чубарьян — о необходимости экспертизы учебников и переосмыслении отдельных страниц прошлого
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В послании Федеральному cобранию президент РФ Владимир Путин обратил внимание на упущение в ряде школьных учебников при освещении Великой Отечественной войны. К этой теме президент обращался и ранее. В связи с этим Министерство просвещения проводит проверку всех действующих учебников для средних школ, а также для средних специальных и профессиональных заведений (техникумов, колледжей и др.). Предварительное ознакомление с учебниками уже показало, что в подавляющем большинстве подробно раскрывается подвиг советского народа и его решающая роль в победе над нацизмом. Но это не снимает вопросы о необходимости более основательного, с использованием новых документов, освещения в школьных учебниках истории Великой Отечественной войны.

Особенного внимания требуют учебники для колледжей. В последние годы они практически были вне контроля и экспертизы со стороны Минпросвещения. А сейчас в связи с тем, что значительный процент учеников после 9-го класса идет в профессиональные учебные заведения, необходимость совершенствования образования в них стоит особенно остро.

Очевидно, недостаток многих отечественных учебников истории состоит в том, что они написаны непривлекательным языком. В них явно недостает личностных характеристик, а молодому поколению интересно описание столкновений или взаимодействие характеров. Рассказ о нравах и модах, сложностях и трудностях истории и о том, как люди их преодолевали.

Но все проблемы со школьным преподаванием истории имеют общий мировой контекст. Во многих странах (и в России тоже) существует очевидная неудовлетворенность состоянием этого процесса. Прежде всего широко обсуждается вопрос о том, что должно преобладать — освоение исторических фактов и событий или привитие ученикам навыков самим оценивать те или иные исторические явления.

Большинство представителей исторического преподавательского сообщества выступают за второй подход. Мне представляется, что он имеет важнейшее значение, чтобы выработать у детей свое собственное мнение и способность оценивать и сопоставлять исторические события отечественной и мировой истории. В этом процессе важнейшая роль принадлежит учителю.

Следующая проблема состоит в определении правильного соотношения и синхронизации в преподавании отечественной и мировой истории.

После утверждения концепции культурно-исторического стандарта по истории России (КИС) мы работаем над формированием концепции преподавания курса. В курсе всеобщей истории важно показать роль истории на различных этапах мирового и исторического процесса. Это особенно актуальная задача, учитывая разнообразные попытки принизить или исказить российский вклад в мировую историю.

Говорим мы о так называемых «трудных вопросах» преподавания истории. Это преимущественно те события, по которым в науке существуют разные точки зрения и по которым появились новые документы. В качестве примера можно упомянуть оценку российской революции 1917–1922 годов, всего советского периода нашей истории, пересмотр событий XVII–XIX веков (оценку крестьянских освободительных движений и т.п.)

Применительно другим странам мы видим крайне обостренную ситуацию в оценке рабства в США, колониализма во Франции и Англии. В Париже сейчас пытаются снизить ореол Наполеона. Я думаю, что на этих примерах видны явные перекосы в подходах к истории. Бессмысленно вычеркивать из нее целые периоды и политизировать подходы ко многим прежним историческим явлениям.

В современных условиях существенно изменились источники информации для учеников средней школы помимо учебников — это интернет, роль которого резкого возросла. Нужно также думать о новых поколениях учебников для нашей средней школы. Сейчас в них в основном текстовый материал. А следует включать в учебники иллюстрации, использовать видео- и аудиотехнологии.

Мы возлагаем большие надежды на Всемирный конгресс школьных учителей истории, который пройдет с 4 по 7 октября в Москве. Идея проведения конгресса была одобрена президентом РФ. Сейчас ведется активная подготовка. Надеюсь, что на нем получится обменяться опытом по усовершенствованию преподавания истории в школе.

Помимо стран Европы в конгрессе выразили готовность участвовать учителя из ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Важно, что на конгрессе будет организован круглый стол, посвященный Второй мировой войне. Это особенно существенно, поскольку во многих учебниках истории ряда стран явно искажается роль нашей страны в разгроме нацизма.

Автор — научный руководитель Института всеобщей истории Российской академии наук, академик РАН

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир